4Fs-сторителлинг, который мы заслужили.
И 4мм-сторителлинг, который нам необходим

18.09.2017 | НОВОЕ НА TENDENCYC | VUCA & REALITY CHECK | ЭССЕ
copyrights: tendencyc.com
Анастасия Подберезкина
Журналист. Трендспоттер. Блогер
Digital-художник: aka YungCvnt
Проекты: Tendencyc. Dandy Vibe и Le Thym
Шеф-редактор: Trendspot by Zillion
Facebook & Instagram
Считается, что в литературной и кинематографической культуре homo sapiens 36 сюжетных ситуаций, и основные можно сосчитать по пальцам. На самом деле, сюжет пока один – любой фильм можно описать формулой «что-то пошло не так». Кино апеллирует к нашим страхам, инстинктам и потребности процессить варианты проблем – или смаковать их. Знаете, когда мы паримся с какими-то реальными проблемами, это обычно болезненное радио мыслей в голове. Современное кино – это болезненное радио в культуре, которое держит нас в зомби-режиме.



Fighting, Fleeing, Feeding, Fcuking сторителлинг


Немного нейробиологии. В мозге человека различают 3 уровня структур, которые сформировались на разных этапах эволюции: рептильный мозг, лимбический мозг и неокортекс.

1. Рептильные структуры отвечают за аппетит, стимул-реакцию, атаку-отступление, эндокринную регуляцию, импульсы, врожденные автоматизмы, инстинкты, вегетатику, голод, жажду, сон, сексуальность, агрессивность, ощущение территории, терморегуляцию, гомеостаз, интеграцию настоящего и функцию игнорирования. Так называемый «низший мозг» в законченном виде есть у рептилий, а у человека формируется до 3 лет. Это самые древние структуры, на них жизнеобеспечение, базовые реакции и модели защиты.

2. Лимбический мозг, «центральный мозг», «мозг маммала» – эволюционная надстройка птиц и млекопитающих. Эти структуры отвечают за эмоции, речь, сон, мотивации, регуляцию внутренних органов, обучение, субъективный опыт, память, интеграцию прошлого, приобретенные навыки, условные рефлексы (через поощрение/наказание, удовольствие/боль, страх/привязанность), свободное поведение, реакции, адаптацию к среде, мышление и поведение, связанное с иерархическим положением в группе, доминированием и статусом.

3. Неокортекс, «новый мозг», новая кора толщиной 2-4 мм. Помимо людей, она есть у человекообразных обезьян и дельфинов. Новый мозг занимает около 85% головного мозга. Он отвечает за сознание, мышление, обработку языка и речь, обучение и познание, творчество, воображение, ассоциации, суждения, анализ, оценки, сенсорное восприятие, сон, память, движение, разделение реальности на настоящее, прошлое и будущее, адаптацию к оригинальной ситуации, принятие решений, перспективное видение будущего, рефлексирующее сознание, разумное и автономное поведение, осознанность. Неокортекс способен влиять другие структуры и синхронизировать все таким образом, что у человека возникает «ресурсное состояние» – прилив сил и результативная деятельность.

Дисклеймер: это текст философского толка, эссе, не претендующее на строгую научность, – условимся, что эмпирически у человека проявляются мышление и поведение на рептильном уровне, на лимбическом уровне и на осознанном уровне неокортекса. Это в каком-то смысле фигуры речи. Компетентно рассуждать об этом могут только ученые. Инстинкты, рептильные и лимбические функции жизненно важны для нас и не несут никакой окраски. Речь будет идти о том, во что человек превращает своим выбором заложенные инстинкты и способности. Агрессия и стремление к сексу –инстинкты, а насилие – выбор человека. Один человек думает только о рандомном спаривании, а у другого большая нежная любовь. Один человек инстинктивно ответит на физическую агрессию, а другой человек проявит несимметричную жестокость. Один человек думает только об обогащении ради власти, а другой проектирует для людей будущее без нищеты и насилия. Вот это рассуждение будет в таких категориях и в такой образной трактовке рептильного, лимбического и неокортекс-ориентированного.

В эволюционной биологии основополагающие инстинкты и мотивации описываются понятием 4Fs: Fighting, Fleeing, Feeding, Fсuking. Мы эволюцоннно адаптированы искать еду, стремиться к сексу, избегать опасности и защищать территорию.

По большей части массовый визуальный сторителлинг ориентирован на 4Fs-драйверы человека. Тут самый очевидный пример – сериал «Игра престолов», который идет с 2011 года. Его все знают и любят, даже те, кто его принципиально не смотрит, а только читает про него, чтобы посмотреть все разом за пару дней. Факты:

  • Основная черта «Игры престолов» – моральная относительность. Даже условно положительные герои там занимаются вот чем: убийства, инцест, скармливание собакам, изощренная месть, сожжение заживо, черная магия, интриги, казнь без суда, оставление раненых, публичное унижение, френдзонинг.
  • В интернете активно обсуждали произошедший в 7-м сезоне секс кастрата Серого Червя и Миссандеи, потому что это был не особо привычный для вселенной GoT consensual sex, то есть по согласию, без насилия.
  • Все серии сезона детально разбираются огромным глобальным сообществом фанатов. Постоянно появляются и уточняются теории о скрытых смыслах и развитии сюжета.
  • Новому сезону обычно предшествуют видео-тизеры и постеры: по деталям и хинтам фанаты и медиа составляют карту будущих событий.
  • Когда сезон уже идет, периодически появляются такие новости, как утечка серий, взлом и шантаж со стороны хакеров, информация о том, что меховые накидки героев сделаны из магазинных интерьерных шкур.
  • В фильме описаны разные формы взаимоотношений, которые с современной научной точки зрения можно охарактеризовать как нездоровые.

По сути, мы имеем дело со сторителлингом, который ориентирован на рептильные и лимбические структуры мозга, 4Fs-сторителлингом. Нездоровый секс, насилие, выживание, борьба за власть и территорию, агрессия, импульсивные действия, иерархический статус, доминирование, приобретение навыков через боль и наказание, – все это центральные темы, вы можете вспомнить эпизод на любую.

С одной стороны, люди любят истории, и такие истории согласуются с постулатом о том, что человек развивается только через преодоление проблем и препятствий. Ок. С другой стороны, поскольку это главный поп-культурный фильм десятилетия, то на его примере видно, что представляет собой homo sapiens в 21 веке. Причем вот конкретно этот текст ни разу не про то, что «GoT – плохо, и давайте не будем смотреть». Сериал классно сделан, там много обаятельных персонажей, захватывающее развитие сюжета, много противоречивых героев, которым мы симпатизируем, интересно смотреть. Это все разговор про то, что нам рассказывает о нас 4Fs-сторителлинг и в каком сторителлинге мы действительно нуждаемся. (Spoiler Alert. Мы нуждаемся в неокортекс-ориентированном сторителлинге.)




Учиться у истории, учиться у кино. WTF? Конфликт целеполагания в массовом визуальном сторителлинге


Все мы прекрасно знаем, что учимся у кино, у него есть такое свойство – обучать людей жизни, поведению, паттернам и ситуациям. И тут несколько принципиальных моментов.

1. С какой стати мы учимся у персонажей? Их никогда не было, это фантазии. Даже когда персонажи с кого-то списаны, мы видим схематичную модель и версию – мы не знаем детально, как все было на самом деле. Карта не есть территория, как сказал Альфред Коржибски. И потом, все фильмы, основанные на реальных событиях, про трудную жизнь, сколько можно уже. Если уж играть в эту игру, то с пользой форсайта и моделирования конструктивных взаимодействий.

2. Кино обучает нас modus cogitandi и modus agendi – образу мышления и образу действия. Вы замечали, как контринтуитивно ведут себя в реальной жизни многие люди? Они словно красивое кино о себе снимают, каждым своим решением и действием закручивая в реальной жизни кинематографическую драму. В жизни так не работает и делает людей предельно несчастными. И вообще, можно конструктивнее себя вести. Исследования показывают, что мы живем в эру нарциссизма, который наверняка есть у большинства людей моложе 35, зависающих в соцсетях.

3. Кино это новые сказки. За сказками это водится – они встраивают в психику нездоровые паттерны, магическое сознание и бесплодные мечты вроде «спасения принцессы из башни», «феи-крестной» и «внезапного обнаружения клада».

4. Историческое кино и фэнтези с костюмной визуалкой – тут вообще интересно. Задумайтесь, в обществе есть культ истории – типа «мы должны учиться у истории». Да с чего бы это? Зачем нам, людям 21 века, воспроизводить паттерны прошлого и учиться у людей, которые стояли на ступени развития ниже, чем наша? Если вы за день потребляете столько информации, сколько человек из далекого прошлого за всю жизнь, то прикиньте, какой уровень обобщения там был? Люди ходили развлекаться созерцанием аутодафе и встречались на полях, чтобы мечами отрубать друг другу конечности и головы. Чему вас могут научить люди прошлого, кроме того, что было доступно пониманию на их уровне образованности и осознанности? Как делать нельзя? Ну не бином Ньютона: жестокость и невежество в любых проявлениях – плохо, а наука, свободы, равенство, братство, гуманность и сотрудничество – хорошо. Все исторические выводы легко спрессовать в короткий список «Как делать не надо». И пошли дальше – мыслить и делать, как еще не делали, чтобы иметь то, чего не имеем. А у нас, на самом деле, проблем добавляется, даже если не считать то, что человечество 21 века почти не преуспело в фактическом (не декларируемом) этическом развитии. Экспериментальный фильм-иносказание Даррена Аронофски «мама!» – помимо прочего, рассуждение о нарастающем гневе Земли. Мы задолбали разрушать свой дом, и однажды природа придет в ярость. Мы уже видим с космических спутников, как ураган Ирма, который связывают с изменением климата, разрушил Карибы: было инфраструктурно и зелено – стало коричнево и везде руины.

Гипотеза Тенденсис: в массовой культуре нарастает конфликт целеполагания – мы любим эффектные истории, но визуальный 4Fs-сторителлинг уводит человечество в инфантилизм, зомби-режим, сконструированные не-реальности и «сон разума». Нарастает логический, исторический и человеческий запрос на 4мм-сторителлинг (толщина неокортекса – примерно 2-4 мм).

По своей сути и механике массовая визуальная культура сейчас похожа на фастфуд. В принципе это еда, и она питательна, но вы понимаете, сколько будете весить, если станете есть это часто. И вы слышали про научные исследования, свидетельствующие о канцерогенности такой еды. Но вы каждый раз идете и покупаете себе эту картошку фри с сильнейшим канцерогеном акриламидом. Whyyy? Зачем вы это делаете? Потому что полезный салатный лист – пресный. Да, если вы не умеете его готовить, а так нет. С визуальным сторителлингом все по аналогии. С позиции трендспоттинговой специализации можно судить о том, что в масс-культе назревает расщепление – принципиально другой 4мм-сторителлинг (неокортекс-ориентированный, назовем его так, потому что он про осознанность и высшее мышление) будет заявлять о себе все чаще. У людей созревает потребность в новом кино.

Для проекта Trendspot by Zillion, залонченного этим летом, я пообщалась с Дмитрием Соловьевым, создателем телеграм-канала Кароч. Дима публикует истории в жанре мирофикшн и проводит писательские челленджи на разные темы, связанные с будущим. Эти истории часто пугают тревожащим или страшным твистом. Из роя отдельных историй возникает ландшафт дистопии. Мы даже запустили совместный писательский челлендж Trendspot и Кароч. на тему «Будущее и хэппиэнд», чтобы внести разнообразие в жанр и коллективным разумом обнаружить позитивные самоисполняющиеся пророчества*. Термин связан и с психологией, и с футурологией.


*Самоисполняющееся пророчество (англ. self-fulfilling prophecy) – предсказание, которое прямо или косвенно влияет на реальность таким образом, что в итоге неизбежно оказывается верным. Мотивы самоисполняющегося пророчества можно проследить в мифах Индии и Древней Греции. Термин был популяризован в 20 веке американским социологом Робертом К. Мертоном.


Если разбирать язык и повестку современного нам кинематографического произведения, то там превалирует 4Fs-повестка. Причем, люди 21 века очень любят костюмное кино про далекое прошлое и придуманные вселенные. В историческом контексте 4Fs-темы выглядят довольно органично. (Кстати, инопланетные сущности с 4Fs-мотивациями, пожирающие схематичных «людей будущего» в футуристических декорациях, – это фигура недостаточного осмысления: мы уже можем представить себе будущее, но почему-то делаем это в парадигме 4Fs-сторителлинга.) Если проанализировать, что за историческое, околоисторическое, фантастическое, реалистическое и фэнтези-кино сейчас показывают нам, людям 21 века, то там все предсказуемо: темное прошлое, окаянное настоящее и безнадежное будущее. Фильм про далекое прошлое: описывается общество, где всем амбициозным людям самореализация и выживание доступны только через борьбу за власть. В процессе – война, кровавые убийства, изнасилования, костюмные битвы на мечах, в том или ином виде катарсис героя. Он нравственно перерождается, раскаивается в прошлых убийствах и изнасилованиях и возглавляет этическое преображение общества. Когда такие фильмы, основанные на событиях прошлого, выглядят социальной манипуляцией, полезно почитать исторические справки в Википедии – на деле все прозаично и еще более жутко. Еще раз: карта не есть территория, а мелочи и детали решают.

Вопрос в том, почему вообще люди 21 века столько времени уделяют созданию и просмотру фильмов о далеком прошлом и фантазийных реальностях, идентифицируют себя с этими персонажами и их этикой? Это ведь нулевой профит. Если мы говорим о кино про далекое прошлое, то смена этик произошла исторически уже много раз. Философская мысль и ценности 21 века – другие.

Культурный парадокс 21 века заключается в том, что философские, этические, мировоззренческие достижения цивилизации игнорируются и активно подменяются ценностями и логикой прошлого. Это прямо вредит обществу и прогрессу, поскольку вызывает мировоззренческую и ценностную спутанность. В действительности у нас уже есть нечто большее, чем 4Fs – есть актуальные ценности, доступные человеку 21 века, и они не интернализируются* в тех масштабах, в каких это возможно в эру медиа и всеобщей связанности. Превалирующий формат сторителлинга прямо формирует и подпитывает эту проблему. Это аналогично инвазии постправды в коллективное бессознательное. 4Fs-сторителлинг занимается непрерывной реинвазией «рептильно-лимбического» мышления (агрессия, иерархическая борьба и сексуальность, которая в таком соседстве не может быть здоровой).


*Интернализация (от лат. interims – внутренний) – процесс освоения внешних структур, в результате которого они становятся внутренними регуляторами.


Грубо говоря: люди, из вас давят сантименты вымыслом и повесткой людей, которые жили много веков назад. Вы изучаете жизнь, по большей части рассматривая вымышленные коллизии вымышленных героев и слушая недостоверные диалоги, которых никогда не было в реальной жизни.

Хотите пример того, как работают эти вещи? Индийский писатель Викас Сваруп в 2005 году написал роман «Вопрос – Ответ». Дэнни Бойл снял по нему фильм «Миллионер из трущоб». Драматичное кино с романтическим финалом, вы его наверняка видели. Достаточно открыть Википедию, чтобы узнать, что на идею сюжета натолкнула история Чарльза Ингрэма. Кстати, недавно исполнилось 16 лет со времени этого большого скандала. Майор британской армии, компьютерщик и беллетрист Чарльз Ингрэм в 2001 году выиграл миллион фунтов стерлингов в игре «Who Wants to Be a Millionaire?». Его вместе с женой Дайаной и человеком по имени Теквен Уитток обвинили в мошенничестве посредством подсказок кашлем, признали виновными, назначили условный срок и значительный штраф. Дальше были апелляции, а в 2003 году состоялся еще один суд. Ингрэма снова признали виновным – теперь уже в махинациях со страхованием. Потом Ингрэмы были признаны банкротами. Вот это факты. Красивые истории про возможность вырваться из персонального ада, про побеждающее добро и чистую любовь, как у Джамаля Малика и Латики, нужны обществу. Но, во-первых, все мы примерно представляем, как выглядит реальность. А во-вторых, обычно это все те же сказки про некий чудесный выигрыш миллиона, который побеждает дракона и спасает принцессу из башни. Есть гипотеза, что сказки опасны для психики: они формируют несамостоятельность, созависимость, ожидание, что кто-то придет и спасет. Догадайтесь, как это реализуется у взрослых людей.

Существующий массовый визуальный сторителлинг отбрасывает человека из 21 века в образ мышления и образ действия прошлых форм общества и цивилизационной этики. Тут можно возражать: «история циклична», «люди любят истории», «в той же "Игре престолов" много исторических аллюзий». Ой, камон. Реальность королей прошлого не так романтична, как хотелось бы фантазировать. История короля Вильгельма I Завоевателя – там про то, что его сбросили на пол и обокрали сразу же после смерти, про чудовищную вонь и гной, которым забрызгало присутствовавших на его погребении, про то, что владелец земли запрещал его хоронить.

Сколько уже можно про алые паруса и про историю, которая якобы кого-то там чему-то научила? В мире огромное количество повесток и знаний, к которым массовый сторителлинг даже не притрагивается. Например, существует общая семантика – наука о непротиворечивом языке, который исследовал Альфред Коржибски. Существует футурологический проект Жака Фреско и Роксанн Мэдоуз: инженер, изобретатель Фреско несколько десятилетий назад предложил прогрессивные и неустаревающие идеи организации городов и общественного строя. (Сейчас их пытаются выдергивать в мир кредитно-денежной экономики, чтобы сшить франкенштейна с предсказуемыми перспективами.) Есть масса материала об осознанном мышлении и поведении, которыми, кстати, заведует неокортекс в мозгу каждого из нас – 2-4 мм, 85% мозга. Есть масса материала о том, как разумнее взаимодействовать людям разных психических складов. Есть эмбодимент и биомеханика. Есть концепция ненасильственной коммуникации, которую некоторым людям удается применять даже в работе сейлза, Карл. Есть современная человеку 21 века повестка. Человек 21 века вообще уже не должен размышлять о таких темах из отдельно взятого фильма, как «борьба за власть», «изнасилование» и «кровопролитие».

Нейробиологически человек склонен сонастраиваться с тем, что транслирует ему среда: что постоянно видит и слышит, то и транслирует в мир и свою жизнь из библиотеки подсознательных паттернов. И визуальный сторителлинг способен интернализировать новые повестки, ценности, паттерны. Но сейчас он все время переливает из кратковременной в долговременную память общества устаревшие формы мышления и поведения, про скотскую любовь и кровь. Тут можно снова возражать: «Ну, в этой истории будет про доспехи, в той – про драконов. А про то, как ученые сидят над формулами, а потом космические корабли бороздят, будет в другом кино. Невозможно снять панкино».

Во-первых, возможно. «Облачный атлас» Вачовски прекрасно реализовал эту задачу – получилось кино в разных жанрах, показывающее через преемственность времен и смену этик, кто мы на самом деле, люди 21 века, как нам в действительности себя осознавать и какие темы нас должны занимать.

Во-вторых, получается, что мы впитываем вайб этики из далекого прошлого только потому, что нам нравятся женщины в красивых платьях и мужчины с хипповыми прическами викингов. Ну серьезно: лично вы живете комфортнее, чем короли далекого прошлого, и не проверяете безопасность напитков серебряными кубками. Почему вам вообще могут быть интересны коллизии всех этих персонажей, к тому же еще и выдуманных? Вы образованы лучше, чем целые города людей прошлого. У вас вообще нет повестки выживания в борьбе за whatever. Люди, которые побывали в реальном военном месиве, страдают от тяжелого посттравматического расстройства психики – нет ничего романтического в борьбе и страданиях. Наш полдень 21 века дает многообразные возможности прокормиться и самореализоваться. На нашем уровне спиральной динамики значимые вопросы человека вроде бы те же, но при этом они совсем другие. И драма тут не менее драматичная, чем в кино про битвы на мечах и драконах.

Для человека 21 века естественно – переживать из-за тонких вещей: из-за этических дилемм, своих стыдных рептильно-лимбических проявлений и неспособности вести себя так осознанно, как он хотел бы; переживать из-за мировоззренческого и событийного конфликта с нарциссическими кругами общества; из-за ограничений мышления; из-за нарастающего апокалиптического чувства, связанного с происходящим на планете. Мы живем в так называемое VUCA Time. С драконами у нас, бабка, не очень, а Volatility, Uncertainty, Complexity и Ambiguity, то есть волатильности, неопределенности, сложности и двусмысленности, – завались. В кино о современности очень мало действительно релевантной повестки. В основном, это эмоциональный пейнпорн, откровенный манимейкинг, чернуха или эксплуатация аффектов. Темы, связанные с осознанностью и новым мышлением, реализуются пока не так хорошо, как драматичные драмы. Вспомните фильм Yesman с Джимом Керри. А идея-то хорошая. И как насчет того, чтобы рассказать реальные истории людей, которые инициативно выращивают леса, возвращая землю к жизни?

С чего лично вы решили, что вам действительно близки моральные и событийные дилеммы персонажей, которых вам показывают? Массовый визуальный сторителлинг за редкими исключениями исходит из того, что человеческая сущность не меняется: пороки и слабости были в далеком прошлом, есть сейчас, они те же самые в фантазийных мирах, и люди будущего почему-то мыслят и действуют в той же логике и этике. Who said? Это булщит. Зачем настраивать человечество на эту волну? Возражение: «Раньше ходили посмотреть на казни, а сейчас ходят смотреть фильмы ужасов – человек не меняется. У упомянутого Даррена Аронофски в 'mother!' именно такого рода жуткая визуальность». Во-первых, там трикстер – это кино прикидывается фильмом ужасов и использует его визуальность как метафоры того, что происходит с человечеством. Во-вторых, тут жирная красная линия. В третий раз – карта не есть территория. Аналогия: есть мясо и убивать животных это связанные вещи, но это все же разные типы действия. Многие люди не смогли бы делать первое, если бы вынуждены были делать второе. Человек смотрит страшные фильмы, потому что ему их предлагают. Да, в Стэнфордском тюремном эксперименте Филипа Зимбардо только один человек начал протестовать против жути и своей инициативой прекратил эксперимент – будущая жена Зимбардо Кристина Маслак – но это не повод отрекаться от тех, в ком этическое чувство ослаблено. Аудитория переобучаема, на то нам принцип тренировки синапсов и нейропластичность.

Попробуйте навскидку составить личный список фильмов, которые апеллируют к темам осознанности и прогресса, подталкивают критически посмотреть на рептильно-лимбические повестки человека? «Облачный атлас», недавний «Патерсон», «Аватар», «Прометей: Завет», «Интерстеллар», «Агора», «Бегущий по лезвию», «Фонтан», «Космическая одиссея», «Сталкер», «Район номер 9», фильмы Терренса Малика, «мама!» Аронофски (тут нужен дисклеймер: по всеобщему мнению, это невероятная жесть, но фильм стоит в этом ряду, потому что Аронофски намеренно использует самую шокирующую форму, чтобы показать, как в действительности человечество обращается с планетой). Накидывайте список фильмов в комментах на фб (Tendencyc Blog). Вспомните «Влюбленных» 1969 года, «9 дней одного года» и «Выше радуги» – у людей здоровое человеческое взаимодействие, добрая дружба, чистая любовь, осознанные реакции на сложные события. Такие фильмы есть, но их мало. Новый образ мышления словно изолирован от общества в культурном элизиуме («Элизиум», кстати, в тот же список): все это уже доступно, но мы видим оттеснение общества от доступного мировоззрения + самоограничение. Этот конфликт нарастает, потребность в неокортекс-ориентированном 4мм-сторителлинге становится все более ясной.

4мм-сторителлинг может быть разным. Это и жесткое кино Аронофски и Звягинцева с критическим взглядом на наше горькое рептильно-лимбическое мышление и поведение: в «маме!» – кровь и ужасы, а в «Елене» – внешний покой и прохладные современные интерьеры, в которых проявляется ужас мышления и уродливых ценностей. 4мм-сторителлинг – это и нечто эпическое и одухотворенное, как «Сталкер» Тарковского и «Древо жизни» Малика. Это и тревожащие фантасмагории «Клык», «Лобстер», «Таинственный лес». Это и «Патерсон», в котором вроде бы ничего не происходит, но это очень важное кино. Это и «Интерстеллар» про инженерное решение задач цивилизации, относительность и новые измерения знания и понимания. Это и футуристический экологический экшн, как «Аватар». Это и мрачные антиутопии типа «Завета» – про тупик человечества, порабощенного нарциссизмом и рептильно-лимбической ориентацией сознания. Какие основы будут заложены в искусственный интеллект, если сам человек мыслит так, как сейчас принято? Илон Маск, тем временем, в реальном мире озвучивает предположение, что ядерную войну начнет AI одной из держав, если сочтет, что первый удар дает больше шансов на победу. В медиа активно обсуждается неизбежность автоматизации и введения базового дохода, а эти вещи приоритизируют новые повестки. Массовому сторителлингу реально есть чем заняться – именно на некортекс-ориентированном уровне. Инвазия рептильно-лимбической ориентации в фантастику и умное кино – безответственность по отношению к отдельно взятому человеку и человечеству. Нам всем нужно переобучение – интернализация осознанного образа мышления и образа действия, а не реинвазия паттернов, которыми мы и так пользуемся, хотя они не очень.

Реальная повестка человечества выглядит примерно так. Глобальное потепление начнет проявляться еще более ощутимо в коридоре нескольких лет, уже сейчас это повсеместные погодные аномалии. В водопроводной воде канцерогенный пластик, потому что в мировом океане дрейфует пластиковый континент. У нас в 21 веке на планете Земля 197 признанных государств, колоссальное количество языков, визовый режим и неготовность общества к экономически продиктованной автоматизации, которая рухнет на нас и с какой-то вероятностью оставит без работы. У нас в обществе прекраснодушными медийными медийщиками декларируются ценные ценности демократичной демократии, свободной свободы, равного равенства и братского братства. А reality check в московском метро показывает интернализированные ценности, исходя из которых люди общаются и действуют: спуститесь и получите коммуникационный экспириенс на уровне гоминид, дерущихся возле черного монолита. Ок, не спускайтесь в метро, получите опустошающую микроагрессию в деловой коммуникации.

COPYRIGHT: TENDENCYC.COM
Кому выгодно и как это происходит


Мир устроен сложно, система самоорганизуется по принципу сотой обезьяны – удельная масса людей с какими-то потребностями создает спрос. Кредитно-денежная экономика реагирует на спрос и воссоздает его. Не то что бы вы сильно хотели смотреть несколько лет костюмный сериал про инцест и пытки, но затягивает – в сценах, где нет извращений и пыток, интересно, красиво, романтично, актеры сексуальные, мэджик, бюджеты позволяют дать льда и пламени. Так визуальность и повестка кино становятся трендами. И вот уже вы, человек 21 века, почему-то смотрите, как Рамси Болтон откусывает сосиску перед несчастным Грейджоем. А могли бы посмотреть фильм о кибернетике, концентрических городах будущего, мегамашинах, океанских колониях, научных городах и глобальном обществе без границ. Именно так, через сложную цепочку причин-следствий-финансовых-планов-микрособытий-виральности-психологических-трюков-и-т. д. тормозится развитие частной и коллективной осознанности. Истории про проблемы, прошлое и жестокость водят по кругу, не позволяя интеллекту прикасаться к тому, что действительно важно для перехода человека и цивилизации на новый уровень спиральной динамики. Мы не можем не ощущать усталость от этого. На стороне кинопродакшена этот нарастающий конфликт наверняка понимают лучше нас, поэтому появляются новые формы и методы удержания зрителя. Вот несколько трендов.

1. Игра со зрителем. Киноконспирология, квесты, гипотезы фанатов «Игры престолов» (ну она яркий пример для анализа), намеки в кадрах, объявление о том, что будет снято несколько концовок и даже актеры не узнают до финальной серии, чем все завершится. Кстати, этот прием начали использовать и авторы философских фильмов, апеллирующих к осознанному мышлению: на постерах к фильму «мама!» есть хинты, а визуализация звука показала фото Хавьера Бардема.

2. Многолетняя распределенность фильмов и сериалов по сезонам. Это вызывает привычку, чувство реальности вымысла и встраивание выдуманной реальности в сознание зрителей.

3. Сращивание противоположных посылок. Конструируются фантазийные реальности, где у героев масса психологических и жизненных проблем. Герои решают эти проблемы в архаической логике. Эти фильмы похожи на исторические, то есть апеллируют к прошлому, к сознанию предыдущих ступеней развития. Но это кино про далекое будущее. Пример: сериал «Мир Дикого Запада» – про будущее по законам Дикого Запада, где практикуется зловещая этика высокотехнологичного мира.

4. Формирование вселенных. По сути, это бизнесовый «голубой океан». Увидев постеры со сменными лицами героев «Игры престолов» и кадр с пикапом на заднем плане, вы не удивитесь, если обнаружите, что «Мир Дикого Запада» и «Игра престолов» – миры одной вселенной, хотя пока «Игра престолов» воспринимается как фантазийный мир, сконструированный из исторических сюжетов. И еще были слухи про мир самураев, который существует где-то в телевселенной параллельно с «Миром Дикого Запада». Если смотреть на это с точки зрения трендспоттинга, то мы наблюдаем процесс творения новой мифологии. (У ацтеков и майя тоже была мифология. Time is a flat circle. Кстати, где они теперь?) Киновселенные супергероев и телевселенные миров – выделившаяся область бизнеса, построение вселенных стало инструментом манимейкинга. Наверняка мы увидим заимствование этой модели в другие области искусства. Кстати, существуют связанные перформансы. Это вообще тренд – сквозные линии, зарождение новых миров, связывание миров для получения бикпикчи и творения картин мира.




4-миллиметровый неокортекс-ориентированный сторителлинг, который нам нужен


Как думаете, чем уже можно описать и можно будет описать 21 век? Все политическое и новостное шапито утонет в тире. Исторически это будет про CRISPR CAS 9 или другие прорывные научные достижения, про Hyperloop, автоматизацию, искусственный интеллект, введение базового дохода, квантовый компьютер и т. д. Про угрозу ядерной войны, про борьбу за обращение вспять глобального потепления и вызываемых им природных катаклизмов. Про изменение экономической модели цивилизации, про решение проблемы старения, про продление жизни, про перенаселение, про выращивание органов, про проблемы колонизации планет. Про изменение образовательной модели, про новую модель мышления, про модели взаимодействия Human – Human, Human – AI, AI – AI, про глобальную интернализацию прогрессивных этических ценностей, релевантных 21 веку. Многое, что достойно человека 21 века, уже здесь. Мы видим, как визуальный сторителлинг спекулирует на переходе от homo sapiens к homo ludens, «человеку играющему». Только мы пока не сильно «человек разумный», воспитывать нас надо, и вовсе не привычными методами и зачастую не тем людям, которые берут на себя эту функцию сейчас – thanks, but no thanks.

Взять любого из нас и проанализировать мышление и поведение. Там найдется масса примитивных паттернов. Вы можете страдать от этого и стыдиться, и вы не можете отрицать, что необходимо работать с этим, чтобы что-то изменилось к лучшему. Культурные сны, в которых мы живем в «зомби-режиме», по своей сути мало чем отличаются от стояния в пробках полжизни. 4Fs-сторителлинг водит нас по кругу: «в человеке есть свет, но в нем есть и тьма», «в человеке есть тьма, но в нем есть и свет». Размышляя на давно отработанные темы о том, можно ли убивать, бить, насиловать, оскоплять, оскорблять, порабощать, предавать людей, сжигать их заживо, сексуально эксплуатировать, зверски мстить и т. д., человек ощущает себя в этой повестке, он не переходит вверх по спиральной динамике мышления и проявлений в жизни. Это автоэротическое действие, if you know what i mean.

Эффективность – скомпрометированное слово, но в этом понятии нет ничего смехотворного, и оно требует от человека сформулированной позиции и работы над собой. Среди цивилизационных задач живущих сейчас поколений – интернализация осознанности (это не про эзотерику, это про нейронауку), научного метода, непротиворечивой коммуникации и ненасильственного взаимодействия. Нужна тренировка мозга и тела для иного способа проживания реальности. Невозможно решить проблему на том уровне, на котором она возникла (Эйнштейн). Разговор про запечатление и повторение – это разговор про нейропластичность: «какого волка ты кормишь, тот и побеждает». Необходимы сюжеты, адекватные миру 21 и 22 века, необходимо представить себе человека будущего и его этику, необходим форсайт, необходимо через культуру создавать самоисполняющиеся пророчества.

Если в кино и сериале показывают будущее и высокие технологии, это еще не значит, что произведение автоматически относится к 4мм-сторителлингу, ориентированному на осознанность. Это может быть и мимикрия, спекуляция. Впрочем, и такое кино задает нам вопрос о том, какого настоящего и будущего мы хотим для себя и своих потомков. В реальном мире, к примеру, ученые ставят вопрос о том, что человечеству этично было бы перестать размножаться. А в Японии, где демографический кризис, страшная статистика убийств на почве старости. Помните фильм «Дитя человеческое»?

Сторителлинг обладает уникальным свойством – он способен влиять на нас здесь и сейчас – и влиять на будущее через «эффект бабочки» в наших повседневных взаимодействиях. Когда мы внутри себя рассказываем себе свою историю в системе координат 4Fs, мы получаем 4Fs-ориентированное общество с рептильно-лимбическими повестками и ранящими взаимодействиями. А когда мы рассказываем себе свою историю в системе координат 4мм – мы становимся немного светлее и порядочнее.

Разумеется, все три этажа мозга – рептильный мозг, лимбический мозг, неокортекс – равно важны, эволюция славно потрудилась над нами. Вопрос так не ставится, что «мы не животные, животные не мы, давайте забудем про Fighting, Fleeing, Feeding, Fcuking и уйдем в высокие материи». Наши животные инстинкты делают нас удивительно жизнестойкими. Большинство из нас согласились бы на «тело» андроида только ради выживания. Сексуальность и телесность – прекрасные сущности в культуре и жизни человечества, наш вечный двигатель прогресса. «Лимбические» амбиции несут нас вперед и вверх, заставляют преодолевать сложности и развиваться из-за сексуального стимула и встроенной тревоги о своем месте в обществе. Соединение эмоций, импульсов и сексуальности породило одну из главных сущностей нашего мира – любовь. Уровень пользования своим неокортексом определяет, действуем ли мы творчески, осознанно, красиво и с достоинством, смотрим ли мы в будущее и прогнозируем ли его. Неокортекс способен перепрошивать другие структуры мозга и сонастраивать все так, что человек безо всяких нездоровых стимуляций, на колоссальных встроенных ресурсах самого сложного объекта во Вселенной входит в ресурсные состояния работоспособности и креативности. Это намек нашей природы, указатель, куда мы можем развиваться. Есть много историй и возможностей в настоящем и будущем, которые нам сейчас не приходят в голову быстро, потому что мы живем в «рептильно-лимбически»-ориентированной культуре, и нас в ней отупляет 4Fs-сторителлинг. Once again: про 4Fs и рептильно-лимбическое поведение во всем этом рассуждении, конечно, фигуры речи – сами по себе инстинкты, рептильные и лимбические структуры мозга и их функции не несут никакой окраски. Человек своей волей превращает инстинкты в уродливые проявления, которые, к примеру, не свойственны большинству животных. Мы не можем и не должны отрицать свою природу, мы можем с уважением, заботой о себе и благодарностью к чуду жизни совершенствовать ее и рукотворный мир. Есть что-то большее для нас. Тут вроде дилемма творения: как создать новое из ничего – как создать то, что тебе неизвестно? В действительности люди умеют это делать. Вы же читаете это с ноута или айфона?)
tndncyc

Press "Like" to follow Tendencyc Blog on Facebook
ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ
Rockin vuca time. Скоро на Tendencyc интервью и трендспоттинг:
|
Made on
Tilda